Летать стало стыдно?

Flight shame. Старый самолет.

В Западной Европе уже не первый год набирает обороты экологическое движение «Летать стыдно» (англ. — Flight shame). Его активисты выступают за отказ от авиаперелетов в пользу более экологичного вида транспорта, скажем, поездов. Ученые, к слову, одобряют такое решение, ведь за время полета воздушные суда выбрасывают в атмосферу просто огромное количество диоксида углерода.

Родиной движения является Швеция — страна с самыми «частолетающими» людьми Европы. Итак, в 2017 году певец Стеффан Линдберг пишет статью, где говорит о вреде авиаперевозок для экологии и вместе с пятью своими друзьями впредь отказывается путешествовать по воздуху. Возможно, когда-нибудь этот текст будет считаться началом эры без авиаперелетов, но тогда он лишь в очередной раз напомнил обществу потребления об ответственности за планету. Напомнил, к слову, достаточно успешно: к движению примкнули не только знаменитости от экологии (например, Грета Тунберг), но и актеры, музыканты, спортсмены, литераторы. Биатлонист Бьорн Ферри, оперная певица Малена Эрнман и другие известные люди все чаще предпочитают самолетам поезда. Но в чем собственно причина такого ажиотажа? Так ли страшен «воздушный черт», как о нем говорят на Шведском, английском, голландском, французском и финском?

Ответить однозначно в данный момент сложно. На первый взгляд — нет, в мировых масштабах все не так страшно. Хотя самолеты и выделяют больше CO2, чем другие виды транспорта, общая роль «стальных птиц» в загрязнении воздуха ничтожна — 2–3 %. С этой точки зрения, автомобили гораздо вреднее: в воздух вы поднимаетесь максимум раз 10 в год, а в автомобиль или автобус садитесь каждый день.

С другой стороны, авиарейсы — самый быстроразвивающийся вид путешествий (по крайней мере, в Европе). Международная организация гражданской авиации предсказывает, что к 2050 году выбросы углекислого газа, связанные с самолетами, увеличатся на 700 % в сравнении с показателями 2005 года. Если учитывать такие прогнозы, то идея отказаться от авиаперелетов на малые расстояния и пересесть на поезд не кажется такой уж малопривлекательной.

Конечно, страны Европы расположены достаточно компактно дистанции там, мягко говоря, другие. Там говорить об отказе от воздушных судов гораздо легче, нежели у нас, где добираться на поезде из одного города в другой можно и 4–5 дней. Однако, если маршрут вашего предполагаемого путешествия не столь уж длинный, вполне можно задуматься о романтике железной дороги. Помните, поезд — один из самых экологичных видов транспорта. При полной загрузке в 150 и более человек он выделяет лишь 14 грамм CO2 на 1 км пути. Самолет же — в 20 раз больше!

Возможно, сдавать бутылки из-под напитков и картонную упаковку теперь станет еще выгоднее! Комитет госдумы по природным ресурсам направил вице-премьеру Виктории Абрамченко предложение возмещать покупателям цену тары при условии ее сдачи в пункты приема. Сумму, которую вернут человеку за сдачу тары, заранее укажут на ценнике продукта отдельным пунктом. Идея, к слову, не нова и уже достаточно давно успешно используется в некоторых европе...
Greenpeace обнародовал результаты исследований, согласно которым ядовитые выбросы в атмосферу ежегодно приводят к преждевременной смерти 4,5 млн человек. Из них 40 тыс. детей умирают, не дожив даже до 5 лет. Детская смертность в этом случае связана с мелкодисперсными частицами, попадающими в воздух при сжигании ископаемого топлива. Малыши вдыхают этот воздух, выдыхают его, но сажа и тяжелые металлы остаются в легких. В настоящий момент загряз...
Пока Белгородчина радуется (или не радуется) наступлению «нормальной» зимы, ученые NASA предупреждают о возможности наступления малого ледникового периода. Они выяснили, что так как из-за глобального потепления лед в Арктике тает, а морские течения ускоряются, в ближайшем будущем не исключено резкое и сильное похолодание в Западной Европе. Сейчас от больших масс холодной талой воды эту часть света защищает особое течение — течение Бофорта. Им...